Особый менталитет жителей Японии, сформировавший культурную жизнь этой страны, не мог не найти своего отражения и в садово-парковом искусстве. Бережный подход к природе и стремление сохранить ее первозданную красоту, кропотливость в подборе растений и скрупулезная планировка пространства, символизм в каждой детали и уникальный талант находить и созерцать прекрасное в малом – эти черты позволили сформировать особый ландшафтный дизайн, который мы называем японским садом.
История появления
Японский стиль в ландшафтном дизайне появился очень давно: почти полторы тысячи лет назад. Он плотно переплетается с историей культуры страны восходящего солнца. Для благородного японца или японки обладание обостренным чувством восприятия эстетической стороны мира было одним из главных достоинств. Сформированный под воздействием этого принцип «очарование вещей» — мононо аварэ — играл важную роль в жизни людей того времени.
Типичным примером из раннего садово-паркового искусства Японии является императорский дворец (VII вв.) в г. Хэйан. Характер пейзажного парка складывался под влиянием Китая, однако был наделен своей особой идеей и стремился к сохранению естественности. Ассортимент растений составляли цветущие декоративные деревья и кустарники, такие как вишня, слива, азалия, сакура, керрия, ирисы и хризантемы. Уже тогда при подборе растений японцы руководствовались их символическим смыслом: сосна – долголетие, бамбук – стойкость и др. В саду участвуют такие элементы ландшафта, как горы и реки, присутствующие в их уменьшенных копиях – холмиках и ручьях, озерах и островках. В связи с ростом населения и плотности застройки появляются внутренние сады — цубо, вписывающиеся в архитектуру дома. В них не было принято вторгаться, а также ходить по ним, ими можно было лишь любоваться.
С основанием новой столицы — Киото — формируются (IX – XII вв.) так называемые сады чайной церемонии, которые обустраивались прямо перед чайным домиком.
В XIV-XVI вв. сад стал обязательным элементом храмового комплекса. Постепенно декоративность отходила на второй план, уступая место символике. Яркие краски цветения заменяются монохромным и строгим колористическим решением. Вода в озерах и ручейках иногда заменяется на гальку и песок, такой прием называется карэ сан-суй – «сухой пейзаж».
Заимствованный китайский стиль обустройства садов со временем перерабатывается в свой собственный, японский ландшафтный дизайн. Большой пейзажный парк для вольного времяпрепровождения превращается в миниатюрный концептуальный сад, назначение которого состоит в спокойном созерцании и совершенствовании духа.
Характерные особенности
Для всех японских садов характерны общие черты. Ландшафтный дизайнер всегда работает внутри этих канонов, проявляя свое воображение лишь в пределах традиционных правил. Сад в японском стиле подразумевает сочетание минималистичных форм и растений со сдержанностью в цветовой гамме. Лаконичный подход отражен и в расположении объектов на территории ландшафта. Количественные пропорции между вечнозелеными и листопадными растениями должны быть равны соответственно трем к семи. Тонкая философия японского сада — это символизм в каждой детали. С деревьями и предметами интерьера связаны бесчисленные множества примет и поверий, которые складывались веками и являются отражением японской культуры.
Главное правило при создании японского стиля — неуклонное следование природной натуральности, например, дерево, обитающее в горной местности, не может быть посажено рядом с водой. Для того, чтобы оформление ландшафтного дизайна было естественным, обязательно составление асимметричных композиций по правилам:
- форма, цвет и позиция растения не могут повторяться;
- воображаемые линии, которые соединяют объекты в саду, не могут иметь одинаковую длину, а также они не могут быть параллельными.
Японские сады в изобилии содержат в себе разнообразные малые архитектурные формы, которые могут быть использованы для создания дополнительного антуража: деревянные или металлические ворота и калитки для отделения одной части сада от другой, глиняные и бамбуковые стены и ограждения, которые могут нести в себе как декоративную, так и функциональную нагрузку, цукубаи – каменная чаша для омовения рук, бамбуковая вертящаяся трубка сикаодоси, сквозь которую льется тонкая струйка воды, фонари, пагоды, мостики и беседки.
Классический сад в японском стиле может быть представлен в нескольких видах:
- сад деревьев – наиболее близок к природным пейзажам. В таких садах используют смешанные породы листопадных и вечнозеленых деревьев и кустарников (подробнее о видах растений см. ниже). Часто используется декоративная стрижка, при этом целью формовки является лишь замедление роста растений. Им никогда не придают причудливую и неестественную форму, как в регулярных европейских садах;
- сад камней – это сакральное место, наделенное глубинным смыслом. Камни могут символизировать горы, острова бессмертных, устья рек и т. д. При подборе камней особое внимание уделяется форме, месторасположению, цвету и блеску. Как нетрудно догадаться, предпочтение отдается нейтральным и простым экземплярам. Важным фактором является количество расставляемых камней и их баланс;
- сад цубо – мини-сад, обычно площадью от 4 м2 до 10-15 м2. Он может располагаться под открытым небом и внутри дома, являясь частью интерьера. При столь небольших размерах лаконичность играет главную роль. В замкнутых садах важно учитывать световой режим и подбирать растения в соответствии с этим режимом: только цубо, расположенный на южной стороне, можно «населить» светолюбивыми растениями. Поверхность земли можно замостить или покрыть белой галькой, сочетая это с газоном или мхом. При этом важно продумать дренаж, чтобы избыток воды не мешал развитию растений. Для расстановки акцентов в сад добавляют источники света, которые не должны бросаться в глаза;
- чайный сад. Может быть естественно-пейзажным, приватным, сухим или плоским – сад хиранива. Важно воздержание от роскоши и вычурности. Здесь должна царить атмосфера мира и покоя, свойственная сути японского чаепития, поэтому нежелательна посадка ярко-цветущих растений. Традиционными элементами такого сада можно назвать чайный павильон, скамейку, фонарь, цукубаи (от японского глагола «садится на корточки») — сосуд для омовения, колодец для черпания воды, ворота, разделяющие сад на внутренний и внешний, и тобииси – дорожку, уложенную в соответствии с шириной шага.
Рекомендации по озеленению
Сад в японском стиле рекомендуется оформить с использованием следующих видов растений:
- хвойные породы – ели голубая и обыкновенная, микробиота перекрестнопарная, можжевельники казацкий, виргинский и горизонтальный, сосны обыкновенная и горная, туя западная;
- лиственные деревья – арония черноплодная, вишня войлочная, виды и сорта ивы, клен американский, остролистный и татарский, миндаль трехлопастной, ольха черная, слива обыкновенная, декоративные сорта яблони обыкновенной (для сада большого масштаба подойдут дуб черешчатый, липа сердцелистная, каштан конский обыкновенный);
- лиственные кустарники – барбарис обыкновенный, бирючина обыкновенная, бересклет европейский, вейгела, дейция изящная, дерен белый, кизильник мужской, рододендроны, скумпия кожевенная, спиреи Вангутта, серая, японская и ниппонская, форзиция средняя, хеномелес японский;
- травянистые растения – анемоны японские, астильбы, астры, бадан толстолистный, ирисы, камнеломки Андерса, луки, очитки, папоротники, пионы древовидные, примулы, хосты, хризантемы;
- почвопокровные растения – атрихум волнистый, барвинок малый, будра плющевидная, копытень, кукушкин лён, полия живородящая;
- лианы – актинидия коломикта, девичий виноград, жимолость каприфоль, клематис горный, лимонник китайский.
Типичные атрибуты японского сада можно применить в ландшафтном проекте. Например, для зрительного увеличения небольшого пространства можно сделать холмистый рельеф. Чтобы, наоборот, визуально уменьшить территорию, на ней оставляют газон или делают мощение, сокращают количество высокорослых деревьев и добавляют кустарники и травянистые растения.
Заключение
Особенности быта и культуры японского общества на протяжении веков сформировали особый, неповторимый ландшафтный дизайн. Японский стиль жизни настолько самодостаточен и приватен, что европейскому человеку вряд ли удастся до конца его понять, однако мы всегда можем приподнять завесу и заглянуть в восточную тайну.
Автор статьи: Елизавета Барышова